Водяное, электрическое и газовое отопление: какое сделать в гараже

Хоть гараж не принадлежит к категории построек постоянного пребывания человека, в некоторых случаях важен комфортный микроклимат в этом помещении. Отопление гаража позволяет решить много проблем, с которыми сталкивается владелец авто. В постройках подобного назначения могут использоваться разные отопительные системы. У каждой разновидности есть свои преимущества и недостатки. Мы подскажем, как выбрать самый экономный способ отопления гаража.

Выбор энергоносителя

Наиболее удобным и рациональным решением станет газовое отопление, однако, этот способ возможен только в случае, если гараж находится рядом с частным домом, когда отопление гаража совмещено с отоплением самого дома и в гараже просто устанавливаются радиаторы.

Видео:

Еще один способ, который встречается довольно часто – это обогрев твердым и жидким топливом – углем, торфом, дровами, отработкой, дизельным топливом.

Такой способ один из самых дешевых, но, в первую очередь, нужно решить проблему хранения топлива.

Электрический способ отопления по карману далеко не каждому, но все – таки некоторые автомобилисты выбирают такой вид отопления для своего гаража.

Выбор типа отопления

Как сделать отопление в гараже дешево и эффективно хочет знать каждый автовладелец. Чтобы подобрать наиболее удобный и практичный способ, необходимо ознакомиться с полным перечнем вариантов. К примеру, на выбор оказывают существенное влияние такие факторы:

  • тип горючего;
  • стоимость материалов и установки;
  • простота эксплуатации оборудования.

Большую роль играет расположение гаража. Когда он стоит вдалеке от жилых помещений, стоит задуматься об автономной системе. Если он располагается вблизи дома, его подключают к общей системе обогрева. В этом случае проводят в гараж несколько труб и устанавливают радиаторы.

При выборе гаража стоит оценивать систему по нескольким основным критериям:

  • легкость эксплуатации;
  • простота ухода;
  • эффективность;
  • доступность.

Существенное влияние на выбор оказывает площадь помещения, а также количество автомобилей, которые будут в нем находиться. Для гаража маленькой площади обустраивать полноценное отопление не имеет смысла. Можно остановить свой выбор на классической буржуйке или котле.

Как сделать дешевую, но хорошую вентиляцию

Без нормального проветривания образуется сырость, которая постоянно скапливается на потолке, стенах и плинтусах. От нее гниет ткань, трухнет дерево и ржавеет металл. Из-за сырости вырастает плесень, от которой зеленеют стены и потолок. И если будете работать во влажном помещении с плесенью, то на «ремонт» поедете уже Вы — к врачу-микологу.

В холодное время года (осень-весна) на потолке скапливается конденсат. В потолке ржавеют металлические конструкции и шурупы, а конденсат вместе со ржавчиной падает на машину. Ржавчина въедается в краску и от нее остаются пятна. Чтобы не оседал конденсат, нужно хорошее проветривание.

Пример организации естественной вентиляции

Самая простая схема состоит из двух(!) вентиляционных каналов. Один монтируется в стену снизу, чтобы от земли заходил холодный воздух, а второй — вверху противоположной стены, для выхода теплого воздуха. Двигатель автомобиля нагревает гараж и внутри увеличивается температура. Со временем она становится выше, чем снаружи, и холодный воздух из улицы заходит в теплое помещение. Затем он нагревается и выходит через верхний канал.

Если гараж большой — на два автомобиля, можно сделать четыре вентиляционные отверстия — на разных стенах, но обычно хватает и двух. Диаметр канала подбирается из расчета площади помещения. В среднем на 1 м2 площади нужно 15 мм диаметра отверстия. Но об этом Вам точно расскажет уже специалист из магазина вентиляционного оборудования (АксиомПлюс).

Для более эффективного проветривания каналы делают по диагонали — друг напротив друга. Нижний должен быть на 20-30 см выше земли, чтобы в дождливую погоду во внутрь не затекала вода, а зимой не засыпал снег. Верхний монтируется возле самого потолка. С наружной стороны вентиляционные отверстия обязательно закрывают вентиляционными решетками.

Чтобы воздух циркулировал быстрее, необходимо создать разницу давления.

Для этого вертикальная дистанция между отверстиями должна превышать три метра.

Высота гаража часто не позволяет это сделать, поэтому снаружи от верхнего канала выводится вытяжная труба с конусообразным или пирамидальным колпаком от дождя.

Такая вентиляция — самый простой и дешевый способ избавится от влаги, но естественное проветривание не всегда эффективное. Например, летом в жаркую погоду, когда на улице теплее чем внутри, гараж будет плохо проветриваться.

Читайте также:  Газовые проточные водонагреватели без дымохода, бездымоходная колонка

Если Вы храните или планируете хранить в гараже бензин, тогда лучше установите принудительную вентиляцию.

От высокой температуры бензин испаряется и пары быстро наполняют воздух внутри, что увеличивает опасность возгорания, да и в принципе, дышать ими опасно. Помещение с горючими материалами должно хорошо проветриваться, а естественная вентиляция не справится с этой задачей.

Незаменимость принудительной вентиляции при наличии легковоспламеняемых жидкостей

Здесь, помимо вентиляционных отверстий, понадобится вентилятор. Так Вы сможете проветрить помещение даже в жаркую погоду. Вентилятор принудительно выталкивает менее прогретый воздух наружу, а за счет разницы давления во внутрь заходит теплый воздух с улицы.

Монтаж и расположение воздуховодов, как и у естественной вентиляции. Единственное, здесь уже можно обойтись без вытяжной трубы, так как воздух выкачивает вентилятор и нет смысла делать большую вертикальную дистанцию между каналами.

Так помещение быстрее и лучше проветривается. Это полезно, если например, в холодную погоду Вы заводите автомобиль для прогрева, не выгоняя его на улицу. Внутри сразу скапливается выхлопной газ — опасный для здоровья человека. В отличие от принудительной, естественная вентиляция не выведет быстро газы. А вентилятор за 5-10 минут полностью проветрит помещение.

Самый дешевый вентилятор будет стоить около 15$. Производительность — от 80 м3/час, чего вполне хватит для небольшого гаража. При этом такой вентилятор еще и очень экономный — его мощность составляет всего 12-15Вт. Даже если он будет работать все время (хотя такой необходимости нет), за месяц «сожрет» всего 10 кВт электричества. Внутри всегда будет сухо и свежо.

Вентиляция не всегда спасает от сырости на 100%, чтобы полностью от нее избавиться оборудуйте отопление.

Особенности и выводы

Итак, применение газового топлива – идеальный вариант с точки зрения финансовой экономии, если у вас имеется возможность подключения к магистрали. Использование баллонов – совершенно другое дело. В среднем, расход составляет 2-3 баллона еженедельно, то есть придется регулярно менять их, покупать, обустраивать площадь для хранения в соответствии с требованиями пожарной охраны. Все это, в итоге, уравнивает стоимость с электрической технологией.

Тем не менее, если вы готовы к подготовительным этапам, имеете техническую возможность установки газового котла, желаете получить схему, которая окажется устойчивой к отказам вне зависимости от интенсивности нагрузки и внешних условий, выбирайте газ!

правил правильного утепления гаража:

  1. Стены надо утеплять снаружи – но это реализуемо только при условии, что гараж находится на огороженной и охраняемой территории. Иначе проживет такая теплоизоляция очень и очень недолго.
  2. Можно утеплить и внутри. Хотя это и хуже, чем снаружи – но уж лучше, чем вообще никак.
  3. Минеральная вата – идеальный материал для утепления гаража. Просто потому, что она не горит. А огнеопасных материалов в гаража и так хватает. К тому же она недорога.
  4. Самый популярный и простой вариант – пенополистирол (он же пенопласт), толщиной около 10см. Листы наклеиваются на стены с помощью обычной монтажной пены. Швы между листами, при этом, желательно проклеить скотчем, чтобы влага поменьше попадала между листами к стене гаража.
  5. Еще лучше – весь слой внутренней теплоизоляции укрыть в 1-2 слоя полиэтиленом. Тоже для пароизоляции. Иначе между холодной стеной и теплоизоляцией будет конденсироваться влага, расти плесень, ржаветь металл и т.п.
  6. Потолок теплоизолируем обязательно! Лучше всего всё той же минеральной ватой. Подшиваем потолок рейками так, чтобы между ватой и самим потолком гаража оставалась воздушная прослойка. Пароизоляция также крайне приветствуется.  А если, например, потолок у вас в гараже высок – 3 метра и выше – а хранится у вас в гараже что-то не выше паркетника – очень советую подумать над тем, чтобы потолок опустить. А то весь нагретый с большим трудом воздух будет где-то там, высоко. А под машиной – фигушки.
  7. Что уж говорить о воротах! Если гараж может быть и кирпичным, то ворота уж точно стальные. Если они обычные распашные – утепляем их, как и стены, пенопластом и не забываем пароизоляцию.
  8. Проем ворот закрываем завесой из любой плотной ткани, брезента, на худой конец – плотного полиэтилена. Это неприлично дешево и также неприлично эффективно. Так что делать обязательно.

Потратив 5-15 тысяч рублей на теплоизоляцию, вы и без отопления гаража обеспечите плюсовую температуру в гараже даже при небольшом морозе на улице. Запускать двигатель с утра будет гораздо легче.

Если рядом находится дом

Если гараж находится поблизости от коттеджа, то для обогрева объектов может использоваться единый отопительный контур, что достаточно удобно и экономично. Владельцам достаточно лишь ответственно подойти к процессу настройки, помнить о том, что в гараже нет нужды поддерживать температуры, актуальные для жилых помещений, достаточно будет даже 5-10 градусов. Впрочем, даже если от коттеджа до гаража около 50 метров, есть возможность формирования единой системы.

Читайте также:  Витрувия: банная печь-камин с самым большим стеклом!

Придется выполнить утепление трубы, чтобы свести к минимуму потери тепла, а также проложить ее ниже отметки промерзания грунта. Для обеспечения оптимального напора применяются циркуляционные насосы. Если создать единый контур невозможно, стоит ориентироваться на конкретные условия:

  • если гараж находится в кооперативе, не имеющем собственной магистрали, то вряд ли руководство даст добро на применение котлов на жидком или твердом топливе. Решать проблему придется установкой электрических отопительных приборов, будь то тепловая пушка, конвектор или инфракрасный излучатель. Стоит заранее подготовиться к повышению расходов;
  • в товариществах, гаражи в которых расположены стена к стене друг с другом, можно монтировать общие котлы на газу, электричестве или твердом топливе. Придется позаботиться о получении множества необходимых разрешений, но конечный результат оправдает эти усилия.

Организация воздушного обогрева

Воздушный обогрев помещения основывается на использовании тепловых вентиляторов, теплопушек и специальных завес. Эксплуатация происходит по простой системе: прибор подключается к сети и нагнетает воздух, который перемещается сквозь нагревающее приспособление. В результате комната отапливается. Подобные устройства позволяют обогревать помещения любых размеров за самое короткое время. Встречаются электрические приборы, функционирующие от обычной сети, и тепловентиляторы, для которых необходимо какое-либо топливо.

Основные достоинства такого оборудования заключаются в оперативном обогреве помещения, поддержании необходимой температуры и простоте в использовании. Главным недостатком можно назвать высокие расходы на содержание оборудования при эксплуатации электрических приборов. Кроме этого, потоки воздуха поднимают много пыли, которая оседает на разнообразных плоскостях. Также будет требоваться регулярная уборка в гараже. Несмотря на минусы, этот способ является наиболее доступным для самостоятельного монтажа.

Самостоятельная установка печи

Для того чтобы сделать качественное воздушное отопление гаража с использованием дровяной печи, можно воспользоваться рекомендациями специалистов. Схема действий следующая:

  1. Нужно приобрести или сделать своими руками буржуйку.
  2. Рассчитать размер теплообменной поверхности стен обогревателя. Он должен подходить под площадь помещения (например, для гаража 20 квадратных метров площадь греющей плоскости должна составлять 1 квадратный метр). Это вычисление актуально для боксов не выше 3 метров.
  3. В расчете не участвуют детали корпуса вокруг зольника. А вот габариты конвективных ребер необходимо учитывать.
  4. Буржуйку следует поместить в подходящее место и обязательно сделать обдув корпуса любым типом вентилятора. Благодаря движению потоков воздуха тепло эффективно распределяется по гаражу.
  5. Перед выводом на улицу нужно проложить дымоход горизонтально вдоль стены. Это позволит ему отдать больше тепла в бокс.
  6. Трубу дымохода следует поднять на высоту 5 метров, рассчитывая от колосниковой решетки. Нужно оборудовать ее шибером, а снизу поместить сборник конденсата.

Размещение электронагревателей

Сначала нужно подобрать электроприборы для обогрева по мощности. Если необходимо отапливать все помещение гаража, его площадь следует измерить, а полученный результат умножить на 0,1—0,15 кВт. К примеру, для гаража 20 квадратных метров понадобится 3 кВт мощности (20 х 0,15 = 3). Следует помнить, что тепловая мощность равна электрической. Далее будут актуальны следующие рекомендации:

  1. Если владелец бывает в гараже нечасто, тогда самый экономичный вариант — это инфракрасная панель или переносной вентилятор. Оборудование помещается в подходящем месте и согревает только часть помещения. Электрическая (тепловая) мощность такого устройства составляет 50% от расчетной.
  2. Лучше всего использовать обогреватели, оборудованные вентилятором или турбиной. Это позволит качественнее распределять тепло.
  3. При использовании настенных приспособлений рациональнее поместить несколько небольших нагревателей в разных местах вместо одного массивного. Гараж будет нагреваться более равномерно, а при необходимости половину приборов можно отключить.
  4. КПД всех электрических обогревателей аналогичен и равен 98—99%, разница заключается лишь в разновидностях теплоотдачи. Поэтому не стоит идти на поводу у продавцов, советующих купить новое чудо техники.

Разные виды обогрева можно комбинировать. Есть смысл поместить над верстаком инфракрасную панель. Остальное помещение можно согревать тепловой пушкой или печью.

При выборе способа обогрева гаража необходимо учитывать различные факторы: площадь помещения и его тип, регулярность повышения температуры, необходимость оперативно отапливать бокс и т. д. Разобравшись с этим, владелец транспортного средства сможет выбрать оптимальный вариант, ведь у каждого способа обогрева есть свои достоинства.

Как выбрать систему отопления для гаража?

Выбор типа отопительной системы для гаража зависит от предпочтений хозяина и условий эксплуатации. Дешевле всего в эксплуатации будет водяное отопление с однотрубной схемой, которое работает от газового котла. На начальном этапе придется потратить немало денег на устройство такой системы, но она окупится в течение 1-2 отопительных сезонов.

Но если рядом нет газовой магистрали, то этот вариант не подходит. В таком случае экономным вариантом отопления будет система, работающая на твердом топливе или сжиженном газе. Однако оба варианта требуют постоянного контроля работы приборов, поэтому подходят только для отопления гаража на время пребывания в нем владельца.

Способы водяного отопления гаража

Выбор топлива существенно влияет на схему отопления в помещении. Следует учитывать периодичность работы цепи. Если гараж находится далеко от дома и ежедневно не отапливается, то при сильных заморозках трубы и радиатору могут разорваться. На этапе проектирование следует тщательно продумать тип котла и вид топлива.

Существует несколько разновидностей топлива:

Способы водяного отопления гаража
  • газ;
  • твердое топливо (уголь, дрова);
  • жидкое топливо (отработанное техническое масло);
  • электроэнергия.

Внимание! Твердое и жидкое топливо требуют дополнительного обустройства склада для его хранения.

Выбор осуществляют на основании стоимости топлива и автономности.

Водяное отопление в гараже без электричества

Способы водяного отопления гаража

Наиболее распространенное топливо в частном секторе – газ. Достоинство этого вида в невысокой стоимости и доступности. Газовое отопление не требует постоянного наблюдения. При бесперебойной подаче газа, обеспечен непрерывный обогрев.

Однако если газопровод не проходит по местности, в которой расположена постройка, выбирают другой вид топлива, т. к. провести газовую ветку очень дорого.

Газовый котел для автономного отопления – недешевое удовольствие, особенно если речь идет об отоплении гаража

Жидкое топливо относится к малобюджетному виду. Большим недостатком такого варианта обогрева является необходимость наличия места для хранения отработанного масла. Потребуется большое количество бочек или канистр и место, где можно хранить все запасы. Это пожароопасно.

Способы водяного отопления гаража

При наличии котла для жидкого топлива необходимо постоянно следить за его уровнем наполнения, поэтому придется часто наведываться в гараж, чтобы трубы отопления не разорвались

Твердотопливный котел поможет обустроить водяное отопление в гараже на дровах, угле, мусоре или прессованных брикетах. Этот вариант подойдет, если в ангар хозяин сможет наведываться ежедневно и подбрасывать порцию в топку. Ведь в гараже достаточно обеспечить плюсовую температуру, сильно прогревать помещение не нужно. Если своевременно не подбросить новую порцию топлива, система может промерзнуть, а трубы разорваться.

Твердотопливный котел требует постоянной порции топлива, иначе система остынет

Для ангара можно обустроить водяное отопление при помощи буржуйки. Эта печь рассчитана на помещение площадью до 30 м2.

Способы водяного отопления гаража

Водяное отопление в гараже от электричества

Электрический котел – наиболее оптимальный вариант для схемы водяного отопления в помещении. Не требуется проведения дополнительной магистрали и наличия складской территории для размещения топлива.

Электрический котел обеспечивает надежность и комфорт, не требует дополнительного обустройства дымохода и подвода

Достоинства электрического котла:

Способы водяного отопления гаража
  • компактность;
  • надежность;
  • не требует обустройства подвода;
  • не требует строительства дымохода;
  • прибор оснащен системой безопасности: в случае перегрева система отключится;
  • может работать от аккумулятора при аварийном отключении;
  • при аварийном отключении электроэнергии, котел сам включится в работу.

Несмотря на высокую стоимость электроэнергии, выбор этой схемы обогрева оптимален, т. к. в помещении достаточно прогреть воздух до плюсовой температуры, а топлива потребуется немного.

Способы водяного отопления гаража

Печь для гаража на отработанном масле

Невзирая на то, что масляная чудо-печь спалила немало гаражей, популярность ее не снижается. Речь идет о самой распространенной конструкции металлической печки, состоящей из двух бачков, соединенных перфорированной трубой – дожигателем. Она может работать практически на любом жидком топливе при условии, что оно не содержит воды. Иначе отопитель начинает стрелять пламенем сквозь отверстия в дожигателе, отчего и возникают пожары.

Для справки. Помимо пожароопасности, данный агрегат имеет и другие недостатки, например, издает запах гари и отличается приличной «прожорливостью» (расход – около 2 л отработанного масла в час).

Популярность этой печи на отработке объясняется ее простотой и дешевизной, поэтому обойти ее вниманием нельзя. Алгоритм работы обогревателя следующий:

  1. В нижний бачок заливается отработанное масло и поджигается с помощью любой легковоспламеняющейся жидкости.
  2. После нагрева отработка испаряется и начинает гореть.
  3. Выделяющиеся пиролизные газы смешиваются в дожигателе со вторичным воздухом и сгорают в верхнем бачке, имеющем перегородку.
  4. Продукты горения покидают печь через дымоход.

Сборка чудо-печки чрезвычайно проста и делается по чертежу:

Чтобы сделать нижнюю и верхнюю камеру чудо-печи, лучше найти кусок трубы диаметром 350 мм или взять баллон 30 см в поперечнике