Советы, как выгнать воздух из водяного теплого пола

Зачастую в первые дни после начала функционирования отопительной системы обнаруживается, что некоторые батареи работают не в полную силу. Причиной этого может быть завоздушенность элементов. Решение данной проблемы в многоквартирных домах – задача работников ЖЭКов. Но далеко не всегда они ее выполняют добросовестно. А в частных домовладениях устранение неполадок полностью ложится на плечи хозяев. Рассмотрим, как спустить воздух из батареи самостоятельно.

Как появляются проблемы

В частях системы, которые подключены к радиаторам, обнаружить неполадки можно быстро. Они расположены в помещениях, поэтому при прохождении воздуха слышны шумы. На ощупь определяют пониженную температуру отдельных участков батарей, где образовались газовые «пробки».

Но трубопровод, скрытый в глубине бетонной стяжки, хорошо изолирован. Если шкаф с коллекторной гребенкой и насосом установлен вдали от жилых комнат, посторонние звуки не будут слышны. Неисправности выявляют по существенной разнице нагрева в разных контурах.

В следующем перечне приведены причины, которые способствуют проникновению воздуха в теплоноситель:

  • Замена кранов, других элементов системы;
  • Неисправное состояние автоматических устройств, которые предназначены для удаления воздуха из системы;
  • Прокладка трассы трубопровода с большими перепадами по высоте;
  • Существенное изменение уровня давления в процессе эксплуатации. При малом напоре возможно образование пустот в верхних точках;
  • Чрезмерный нагрев теплоносителя, сопровождающийся выделением газов. Аналогичные негативные процессы способны вызывать некоторые виды химических соединений;
  • Процесс наполнения системы после летнего периода выполнялся слишком быстро, поэтому не весь воздух был удален;
  • При монтаже системы либо позднее нарушена герметичность соединений. В самом плохом варианте – течи образовались внутри бетонной стяжки. По этой причине после монтажа теплых полов выполняют тщательную проверку с применением повышенного давления.

Появление воздушной пробки

Остывшая батарея — один из признаков, что отопительная система закупорена воздушной пробкой

Появление воздушной пробки

Обнаружить, что в отопительной системе сформировалась воздушная пробка, достаточно легко. Признаки завоздушивания системы:

  • в трубах и радиаторах временами слышны булькающие звуки;
  • батареи либо совсем не греют, либо нагреваются только до половины;
  • в одних комнатах жарко, а в другие тепло не проходит.
Появление воздушной пробки

Значит, виной всему скопившийся воздух, а как его спустить с системы отопления, нужно решать в соответствии с тем, где именно он скопился. Воздушные пузырьки всегда скапливаются в верхней части системы отопления, поэтому чаще всего остывают радиаторы в помещениях на последнем этаже. Чтобы найти место локализации воздушной пробки, нужно последовательно ощупывать трубопровод подачи и все батареи, проверяя степень их нагрева. Советуют также простукивать трубы молоточком и определять по звуку, где возникла пустота, но это нужно делать осторожно, чтобы не повредить слой краски на трубах.

В итоге, найдя проблемное место, уже можно выбирать метод, как спускать воздух из радиатора отопления или, если необходимо, из трубопровода.

Появление воздушной пробки

Признаки воздушной пробки и ее вред

Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:

  • температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
  • батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
  • слышны шипящие и булькающие звуки.

Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:

  • снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
  • повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
  • ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
  • выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».

Совет: Обнаружить скопление воздуха можно, постучав по батарее металлическим предметом. В зоне пробки звук будет более высоким и звонким, чем в части, наполненной водой.

Способы устранения

            Итак, найдена воздушная пробка в системе канализации, что делать дальше? Здесь могут быть несколько вариантов решения проблемы:

  • замена дефектного участка трубы;
  • удаление лишних фитингов, монтаж прямого трубопровода с заданным уклоном;
  • ремонт или установка фановой трубы;
  • ремонт или герметизация непрочных соединений.
Читайте также:  Коды распространенных ошибок в газовых отопительных котлах

Если обнаружен дефектный участок, надо определить способ его замены. Иногда приходится выполнить демонтаж и повторную сборку лежака. Чаще вырезают проблемный участок, устанавливают ремонтную муфту и новый отрезок трубы. Обычно, этого достаточно для удаления купола с воздухом.

Способы устранения

Соединения труб часто становятся местами прохода воздуха в систему. Попадая в нужные условия, воздух образует пробку и начинает задерживать проход стоков. Необходимо тщательнее герметизировать стыки труб, периодически осматривать их и вовремя устранять щели или отверстия. Это не сложная процедура, но она часто становится надежным способом избежать появления воздушных пробок.

Все эти способы хороши только в определенных условиях. Перед тем, как убрать воздушную пробку в канализационной трубе, надо точно определить ее место. Анализ конфигурации трубы, условий прохождения стоков помогут выбрать нужный способ решения вопроса.

Воздушная пробка в центральной системе отопления многоэтажного жилого дома.

Почему образуется воздушная пробка в системе отопления многоэтажного жилого дома и как от нее избавится — это один из частых вопросов, которым интересуются в период пуска тепла.

Что такое воздушная пробка и как она образуется?

В летний период времени, когда система отопления находится в покое, последние этажи полностью не заполнены теплоносителем, то есть в трубе и отопительных приборах находится воздух. Процесс пуска тепла очень важный момент и если его выполнить не правильно, то скопившийся воздух превращается в воздушную пробку.

Мы упоминали о неправильном пуске тепла в систему. Правильным считается запуск, при котором наполнение системы отопления выполняется с помощью подпиточного насоса через обратную магистраль. В процессе наполнения через обратную магистраль наполнение происходит снизу вверх, вода постепенно заполняет все трубы и радиаторы, имеющийся воздух поднимается вверх, после чего его легко спустить из системы через имеющиеся в системе в верхних точках воздухосборники.

Процесс, порядок и ошибки пуска отопления в многоэтажном доме не единственная причина образования воздушной пробки. В процессе работы системы отопления через резьбовые, фланцевые соединения и другие не плотности системы подсасывается воздух, что тоже приводит к скоплению воздуха.

Что происходит в системе отопления при наличии воздушной пробки?

Что происходит если систему начать наполнять через главный стояк, через который обычно двигается теплоноситель в процессе работы системы отопления?

Теплоноситель по главному стояку поднимается вверх расходится по верней подающей магистрали и затем опускается вниз, но на пути движения в верхней части системы он постепенно приближается к скопившемуся воздуху и под действием силы тяжести весь воздух загоняет вниз в систему отопления, тем самым образуя «плотную» воздушную пробку.

Воздух под действием силы тяжести и теплоносителя направляется вниз, тем самым полностью заполняет пространство радиаторов и стояков, чем полностью может лишить циркуляции отдельные стояки и приборы отопления.

То есть, теплоноситель, циркулирует в системе отопления минуя отопительные приборы.

Получается, что отдельные приборы из-за воздушной пробки полностью могут оставаться холодными.

Спустить воздух при таком наполнении системы очень сложно. Поэтому если запуск системы выполнен не корректно, то единственный избавиться от воздуха полностью слить систему в канализацию и произвести пуск правильно.

Развоздушивание труб и сброс воздуха из систем отопления

Когда появляются воздушные пробки, необходим сброс воздуха из системы отопления: нарушение циркуляции теплоносителя приводит к тому, что в батареях появится шум, трубы станут холодными, начнёт образовываться коррозия на металлических элементах. С проблемой завоздушенности труб сталкиваются жители многоквартирного и частного дома с началом отопительного сезона.

Причины завоздушенности

С наступлением холодов начинают подавать отопление, но возникновение воздушной пробки мешает полноценному теплообмену. Причин образования воздуха в трубопроводах может быть несколько:

  1. Неправильное заполнение системы.

    Вода в трубы должна поступать медленно с одновременным спуском воздуха из отопления.

  2. Поломка воздухозаборного механизма.
  3. Утечка теплоносителя.

    При разгерметизации стыков трубопровода возможна малозаметная протечка, при которой испаряется горячая вода и засасывается воздух.

  4. Низкое давление. Приводит к тому, что снижается уровень воды, а пустоты заполняются воздухом.
  5. Быстрый нагрев системы.

    Из воды образуются пузырьки воздуха, которые, поднимаясь, создают пробку в верхней части батареи.

  6. Ремонтные работы. При монтаже попадает воздух.

В этом видео вы узнаете, что несет в себе воздушная пробка:

Методы удаления пробок

Для того чтобы продавить и удалить воздушную пробку из системы отопления, существует несколько способов. Но прежде чем устранить воздушное препятствие, необходимо знать, какая циркуляция присутствует в теплоносителе — естественная или принудительная.

В системе с верхней разводкой трубы (естественная циркуляция) появившуюся пробку можно выпустить из системы с помощью расширительного бочка, который расположен на самом верху теплообменника.

Подача воздуха должна происходить с подъемом к расширительному баку. Если же труба имеет нижнюю разводку, то процесс развоздушивания происходит так же, как в системе, снабженной циркуляционным насосом.

Если в жилом помещении стоит принудительный режим циркуляции, то сверху теплоносителя необходимо установить воздухосборник. Для избавления от воздуха трубопровод прокладывается с подъемом по курсу движения воды в теплообменнике, а пузырьки, поднимающиеся по трубопроводу, удаляются через специальные краны, которые расположены в верху батареи.

Кран Маевского

Краны Маевского делятся на ручные и автоматические. Ручные краны предназначены для того, чтобы выгнать воздух из системы отопления. Выглядит механизм как металлическое устройство небольшого размера, внутри которого расположен игольчатый клапан.

Кран Маевского сможет вам помочь со сбросом воздуха

Развоздушивание труб и сброс воздуха из систем отопления

После установки механизма в верхний патрубок стравливание воздуха происходит после полуоборота откидной гайки. Избавиться от пробки с помощью крана можно по схеме:

  1. Необходимо заполнить систему водой. Кран должен быть закрыт.
  2. Когда уровень теплоносителя дойдет до максимума, его подача прекращается.
  3. После этого необходимо установить в механизме зазор ограничителя и открыть кран.
  4. Одновременно с открытием устройства нужно возобновить подачу воды.

На автоматические краны Маевского при эксплуатации необходимо установить седло на торец клапана совместно с обратной пружиной. Механизм предназначен для автоматического устранения препятствия в трубопроводе, когда повышается давление. Перед эксплуатацией необходимо знать специфику работы автоматического механизма:

  1. Чтобы убрать пробку давления, на кране должно быть установлено значение от 5 до 10%.
  2. Если долго не пользоваться устройством, оно покрывается известковым налетом, что в последующем затрудняет его открытие. Поэтому кран лучше всего открывать вручную один раз в два месяца.
  3. Чтобы предотвратить попадание жидкости, должен быть предусмотрен патрубок, который сольет избыточную воду в канализацию.

Кроме того, необходимо обращать внимание на материал устройства. Как правило, модель из латуни способна во время прокачки труб выдержать максимальное давление и температуру.

Воздухоотвод для отопления

Когда необходимо вывести воздух не из самого радиатора, а из труб, для такого вида развоздушивания на определенном участке устанавливается воздухоотводчик. Конструкция похожа на кран Маевского. Но отличие состоит в том, что воздухоотвод нужен тогда, когда необходимо стравить гораздо большее количество воздуха.

Чтобы развоздушить систему отопления, необходимо правильно установить воздухоотводчик:

  • на каждой гребенке, если дело касается коллекторного отопления;
  • на верху магистрали;
  • перед каждым узлом разветвления, если разводка тройная.

Прежде чем спустить систему отопления, необходимо уменьшить температуру воды до минимума. Это приведет к уменьшению объемов теплоносителя, что позволит эффективно вытравить воздушную пробку из системы отопления.

Необходимо отметить, что воздухоотводы, в отличие от крана Маевского, способны произвести развоздушивание любых сложностей.

Но параметры срабатывания не должны быть больше критического значения, иначе безопасность механизма и самой системы отопления может оказаться под угрозой.

Способы обнаружения пузырей

Место, где образовался пузырь воздуха, удаётся обнаружить по тому, что один участок батареи холоднее, чем остальные. Это может быть как небольшой элемент, так и половина радиатора. Но трубы бывают холодными и по другим причинам, например, из-за недостаточного прогрева жидкости или вследствие пониженного давления в магистрали. Прежде чем приступать к стравливанию воздуха или вызывать специалистов, стоит убедиться, что опасения не напрасны.

Способы обнаружения пузырей
Способы обнаружения пузырей
Способы обнаружения пузырей

Распознать проблему поможет комплексный подход. Сначала стоит проверить температуру всей системы. Если она равномерна, значит, причина точно не в завоздушивании. О наличии пробок свидетельствует такие признаки:

Способы обнаружения пузырей
Способы обнаружения пузырей
Способы обнаружения пузырей
  • полностью или частично холодные радиаторы при горячих стояках;
  • бульканье и другие звуки в трубах;
  • вытекание жидкости в местах соединений, сварных швов;
  • звонкий звук при постукивании по проблемному участку.
Способы обнаружения пузырей
Способы обнаружения пузырей
Способы обнаружения пузырей

Как определить завоздушенный участок системы отопления

Перед тем как развоздушить систему отопления, нужно найти, где именно находится воздушная пробка. Если трубопровод и байпас теплые, а радиатор холодный, значит, в радиаторе образовалось завоздушивание, которое необходимо убрать.

Чаще всего воздушная пробка образуется в алюминиевых радиаторах. Этот материал вступает в химическую реакцию с водой, результатом чего будет образование газа.

Сложнее правильно определить завоздушивание системы отопления в трубопроводе. Одним из способов является проходка молотком. Метод заключается в простукивании труб молотком или другим металлическим предметом. На участке, где накопился воздух, звук будет более выраженным.

Как убрать лишний воздух из батареи

Перед тем как спустить воздух с системы отопления, надо хорошо разобраться в особенностях данной процедуры и подготовить все необходимые инструменты и материалы. Рассмотрим, как удалить воздух из системы отопления более подробно. Для такой работы понадобится специальный ключ, с помощью которого можно будет открыть воздушный клапан на радиаторе.

Лучше всего подойдет радиаторный ключ. Продается он в любом хозяйственном магазине. Если же установлена современная батарея, можно взять и простую отвертку. Надо подготовить и емкость, в которую будет сливаться теплоноситель. А также иметь рядом пару тряпок при возникновении непредвиденных ситуаций.

Осмотреть батарею и найти небольшой клапан (или кран Маевского, как его чаще всего называют). Устанавливают его в верхней части радиатора. Иногда таких устройств несколько. Но зачастую обходятся и одним кран пока не послышится шипение воздуха

Отвинчивать надо осторожно, под клапан емкость.

Нужно дождаться, пока весь скопившийся воздух не выйдет наружу. Когда вода будет выходить тонкой струйкой и прекратит пузыриться, значит, воздух из системы вышел

Некоторые специалисты советуют слить около 2-3 ведер воды после того, как начнет бежать вода без газов. Делается это для перестраховки, чтобы не пришлось выполнять подобные операции кран обратно.

Помимо кранов Маевского часто используются и автоматизированные воздухоотводчики для систем отопления, которые стравливают лишний воздух самостоятельно. Такие автоматические агрегаты компактны и надежны. Но в это же время надо быть предельно осторожным. Ведь работает клапан без присмотра. И малейшее нарушение в процессе может стать причиной подтапливания чердака либо стояка.

Некоторые нюансы

Бывают ситуации, когда мастера при монтаже системы теплоснабжения не проводят установку специальных клапанов для спуска лишнего воздуха. Рассмотрим, как выпустить воздух из батареи отопления в этом случае. Для работы потребуется разводной либо газовый ключ. С его помощью нужно открутить заглушку. Делать это нужно очень медленно.

Когда заглушка откручена, выполняется тот же алгоритм действий, что и с обычным краном. Когда пробка закручивается на место, надо не забыть намотать на резьбу либо ФУМ ленту, либо лен. Это позволит избежать подтеканий и придаст герметичности соединению.

Если скопился воздух в системе отопления частного дома, спуск воды придется делать при помощи расширительного бачка.

Данная емкость всегда расположена на высшей точке системы обогрева. Когда вода спущена, нужно немного подождать, и потом открутить кран на расширительном баке. Обычно при повышении температуры батареи пробка выходит самостоятельно. Если же подобные действия оказались нерезультативными, то следует довести воду в контуре до кипения. В этом случае пробка обязательно выйдет.

Зная, как стравить воздух из системы отопления, можно предупредить и решить множество проблем. Но как часто надо проводить подобную процедуру в целях профилактики? Как правило, делать это нужно в начале отопительного сезона. Двух раз вполне достаточно (первый раз для проверки, второй для контроля). Конечно, если в системе имеются дефекты либо она неисправна, то количество спусков может быть и большим.

Если в квартире установлены алюминиевые радиаторы. то прежде чем запускать систему надо произвести спуск воды. Это поможет увеличить срок службы батареи в разы.

Заключение

Задача устранения воздушных масс из отопительного трубопровода вполне решаема, однако добиться хорошего результата без негативных факторов удастся лишь при тщательном анализе технической стороны вопроса. Очень многое в этом деле зависит и от характеристик конкретного устройства теплоснабжения. Если мы постоянно спускаем воздух из системы отопления с неправильно организованной схемой распределения контуров, то через некоторое время можно будет ожидать аварии в сети даже при условии работы качественного воздухоотвода. Например, чрезмерный уклон в трубопроводе может создать естественные условия для постоянного скопления пробки за короткий промежуток времени. Можно снабдить такой участок автоматическим воздухоотводчиком, но причина проблемы так и останется не решенной, а регулярная циркуляция воздуха за это время спровоцирует необратимые коррозийные процессы.

Заключение

советы