Креативный радиатор отопления: Как и чем покрасить батареи

Перед тем как покрасить чугунную батарею в домашних условиях необходимо ознакомиться детально с подготовительными работами, критериями выбора красящего состава и каким образом нужно осуществлять окрашивание, чтобы конечный результат оказался удовлетворительным.

Можно ли и красить батарею в отопительный сезон?

Хозяева городских квартир привыкли проводить точечные ремонтные работы в зимний период. И действительно, большинство наших граждан свое свободное время в весенний, летний и осенний периоды проводят на дачах и загородных участках, уезжают к морю и в другие страны, а поэтому возможность обновить интерьер чаще всего появляется лишь зимой. При выполнении стандартных работ по покраске потолка или оклейке обоями стен, проблем обычно не возникает, а вот можно ли красить горячие батареи — знают не многие.

Требования к лакокрасочному составу

Используемая красящая смесь должна соответствовать ряду следующих критериев:

  • Защита от отрицательного воздействия коррозии. В составе должны присутствовать антикоррозионные элементы, что при прямом контакте с корпусом исключат вероятность разрушения покрытия.
  • Термостойкость. Смесь, которой будет вскрыта батарея, должна хорошо переносить температуру в диапазоне 80-90°C и не терять собственных технических характеристик на протяжении указанного изготовителем периода времени.
  • Стойкость к истиранию. При прямом контакте с различными предметами, а также при использовании обогревателей, осушителей и других приборов покрытие не должно становиться более тонким.
  • Экологичность. Важно, чтобы в составе не было элементов, способных нанести вред здоровью.
  • Адгезия. Нужно, чтобы смесь имела высокий уровень сцепления с обрабатываемой поверхностью. Помимо этого она не должна отслаиваться в процессе нагрева и остывания батареи.
  • Устойчивость цвета. Обязательное условие, поскольку вскрытие отопительного прибора осуществляется также с задачей придать ему большей привлекательности.

Качественная краска для радиаторов должна соответствовать всем вышеуказанных критериям, а не лишь некоторым из них.

Акриловая эмаль

Основным преимуществом именно акриловой эмали является очень высокая термостойкость к пожелтению, она составляет 100°С, у некоторых — до 120°С; в условиях дома она не пожелтеет, так как отопительные радиаторы просто не нагреваются до таких температур. Их основной рабочий режим составляет 40-60°С. Также эта эмаль считается довольно стойкой, что позволяет надолго сохранить декоративный вид покрашенного прибора. Плюсом в копилку положительных характеристик акрилового покрытия является довольно быстрое высыхание нанесенного слоя, 2-3 часа. Более точная информация обычно указывается на банке с краской.

Некоторых интересует вопрос, можно ли красить горячие батареи. Ответ: акриловое средство позволяет окрашивать даже теплые радиаторы.

Особенностью данных эмалей является то, что они производятся на органических растворителях. Так что в процессе окрашивания выделяется слабый характерный запах растворителя, который, впрочем, довольно быстро испаряется. Однако благодаря этому компоненту краска при высыхании приобретает красивый глянцевый блеск. Но, высохнув, колер может немного изменить оттенок. Обычно акрил темнеет при высыхании. Эта эмаль обладает прекрасной механической стойкостью, устойчивостью к ультрафиолету и не пропускает пар. К тому же они наделены водоотталкивающими способностями и устойчивы к холоду после полного застывания.

Помимо глянцевых, имеются матовые и полуматовые акриловые средства.

Они разводятся водой, но при высыхании, как видно из названий, не приобретают характерного блеска. Зачастую стоят эти средства дороже глянцевой эмали, однако лучше скрывают вмятины и прочие небольшие дефекты поверхности, которые проявляются при покрытии глянцевой краской. На полное высыхание батареи, покрашенной акриловой эмульсией, требуется около 10 часов.

Читайте также:  Как установить электрокотел в систему отопления?

Так что если решено покрасить батареи именно акриловой краской, выберите, какой вариант подходит лучше всего, и выполняйте покраску.

Смотрите также

  • Радиаторы отопления с регистрами из профильной трубы
  • Характеристики алюминиевых литых радиаторов Monlan
  • Расчет количества секций радиаторов отопления с обычным калькулятором

Покраска батареи вне отопительного сезона

Подготовка

Первым этапом становится удаление старой краски. В виду того что конструкция батареи делает многие ее места труднодоступными очистить ее старым, дедовским способом с помощью металлической щетки не представляется возможным.

Не подойдет паяльник или термофен. Так как в первом случае можно повредить конструкцию, а во втором он просто бесполезен.

Лучшим средством очистки батареи от старой краски будут разнообразные химические смывки.

Смывка для краски сможет удалить краску даже в труднодоступных местах

Конечно же, этот способ также имеет свои недостатки, но се же он дает лучшие результаты. Смывка работает по принципу растворителя. Она проникает в слой краски, размягчает его  и затем довольно просто соскрести старую краску с помощью шпателя или металлического скребка. Кроме всего прочего смывка не портит металл или дерево, поэтому ее можно использовать перед тем как покрасить батареи.

При работе с веществом держите бутылочку горлышком от себя, чтобы случайно не дохнуть агрессивные пары жидкости. Помещение должно хорошо вентилироваться.

Как покрасить батареи:

Процесс окрашивания батарей отопления

  • наносим смывку;
  • удаляем старую краску;
  • ржавчину необходимо зашкурить;
  • батарею обработать обезжиривающим средством (уайт-спирит, или слабощелочной раствор);
  • при необходимости наносим грунтовку;
  • после высыхания можно нанести основной цвет.

Рекомендации, как покрасить чугунные батареи своими руками

  1. Окрашивать батареи необходимо только в холодном состоянии. Поэтому все работы лучше перенести на время, когда отопительный сезон уже закончился. Если же возникла необходимость в осеннее-зимний сезон, перекройте вентили и дождитесь полного остывания.
  2. Если приходится наносить краску на теплые батареи, воспользуйтесь баллончиком или наносите очень тонким слоем. Вся трудность нанесения краски на горячую поверхность в том, что остаются следу от кисточки. Кроме того, краска помежет поменять цвет и батареи покроются пятнами.
  3. Подключать радиаторы можно только после полного высыхания краски.

Интересно окрашенные батареи станут изюминкой кухни

Помещение должно проветриваться. Если такой возможности нет, воспользуйтесь распиратором.

Как правильно подобрать краску на радиаторы отопления:

Плюсы и минусы различных составов

Разберем технические характеристики составов, не забывая о декоративных составляющих.

ЛКМ

Достоинства

Недостатки

Подходящая грунтовка

Акрил

  • Быстро сохнут;

  • Нетоксичны и безопасны;

  • Отсутствие запаха;

  • Водоотталкивающие;

  • Устойчивы к условиям внешней среды: длительно не трескаются. Цвет не тускнеет, сохраняется яркость.

  • Прочность ниже, чем у алкидных красителей

Акриловая термостойкая проникающая

Алкидные составы

  • Повышенная термостойкость;

  • Прочность выше, чем у акриловых красок.

  • Не очень безопасны;

  • Медленно сохнут;

  • Запах плохо выветривается;

  • Со временем желтеют и тускнеют (поэтому выбирайте глянцевый финиш).

Алкидная термостойка

Молотковые (на основе алкидных смол)

  • Дизайнерский «эффект чеканки», будто поверхность побили молотком;

  • Скрывает неровности старых батарей.

  • Узкая цветовая палитра;

  • Проблемы с нанесением распылителем из-за металлической пудры в составе.

Для цветных металлов

Составы на основе силикатных смол

  • Не облупятся при высоких перепадах температуры;

  • Высокая адгезия.

  • Сильный неприятный запах.

Силикатная

Серебрянка (на основе алюминиевой пудры)

  • Выдерживает высокую температуру;

  • Можно нанести на необработанную поверхность.

  • Трудно выветриваемый запах;

  • Взрывоопасен.

Не требуется

Красим акрилом

Перед покраской батарею отмывают и снимают отслаивающуюся старую краску – это классика жанра. После этого вымешайте краску и наносите кисточкой прямо на тёплую батарею. Пропусков не делайте, но и подтёки не нужны. Наносить придётся 3-4 слоя, но это не проблема – краска высыхала минут за 15. Резиновые перчатки не нужны, но руки мойте сразу после работы – потом в ход пойдёт мат и мочалка – после высыхания латекс держится крепко.

Как результат, 1 литром Sniezka Nature мы за вечер перекрасили 3 радиатора. Никаких проблем не возникло – батареи смотрятся красиво, состав держится хорошо, протирание влажной салфеткой цвета не даёт.

Отсюда вывод – не живите старыми стереотипами, ищите и находите, стучите и отворят вам.

Непосредственный процесс покраски

Окрашивание

Начинаем красить исключительно сверху вниз. После нанесения первого слоя следует подождать полчаса, дать краске схватиться. К нанесению второго слоя не все относятся положительно, некоторые делают, некоторые нет. Все зависит от количества расходных материалов, времени, сил. Если уж решились наносить — то наносите, он же и будет окончательным.

Обратите внимание! Ни в коем случае не вздумайте покрасить горячие батареи, краска моментально свернется и вся работа коту под хвост.

Выбор состава

Чтобы эффект от использования краски для труб отопления был наилучшим, во время выбора состава в магазине лучше приобретать краску с надписью “для радиаторов отопления”, или похожей пометкой. Такая красящая смесь будет устойчива к высокой температуре, и при нагревании она не будет менять свой цвет. Одним из бюджетных вариантов является эмаль ПФ-115, которая соответствует практически всем основным требованиям, приведенным выше. Очень хорошей также является термостойкая краска КО-168, имеющая кремниевую основу.

Масляную краску для труб, нагреваемых до высокой температуры, лучше не использовать, так как масляный состав обязательно потускнеет или пожелтеет спустя некоторое время. Кроме того, у масляных красителей имеется неприятный стойкий запах во время окрашивания и высыхания.

Внимание! Если выбирается краска для металлических труб, в ней обязательно должен присутствовать ингибитор коррозии, который будет защищать металлическую поверхность от влаги, находящейся в воздухе. Если в составе нет такой добавки, то перед окрашиванием обязательно трубы отопления должны покрываться слоем антикоррозионной грунтовки. Одним из подходящих грунтов является свинцово-суриковая грунтовочная смесь №81.

Алкидная эмаль для теплопроводных труб

Данная эмаль состоит из алкидного лака (пентафталевый, глифталевый) с добавлением масел растительного происхождения и растворителя (уайт-спирита). Обладает высокой эластичностью, достаточно долговечна. В настоящее время эти эмали популярны и используются во многих сферах малярных работ.

К плюсам алкидных эмалей относят:

  • Доступность по цене.
  • Устойчивость к высоким температурам (диапазон, как правило указывается на упаковке данного материала).
  • Отличная укрывистость при относительно тонком слое.
  • Легкость нанесения на изделие.
  • При эксплуатации не желтеет.
  • Повышенная износостойкость.
  • Широкая цветовая гамма.
  • Наличие аэрозольного варианта исполнения.

Впрочем, алкидные краски имеют не только плюсы. К минусам можно отнести:

  • Резкий запах, поскольку состав этих эмалей включает в себя уайт-спирит. Запах наблюдается на протяжении нескольких дней. Также возможно появление его и после первого запуска системы отопления.
  • Длительное время полного просыхания (24 -36 часов), что увеличивает время на проведение покрасочных работ.

Как краска для труб отопления алкидная эмаль ПФ-223 вполне подходит, также для системы отопления можно использовать и ПФ-115.

Термостойкая акриловая эмаль

Краска для труб без запаха – это акриловая эмаль. Данная эмаль в силу того, что не имеет резкого запаха, является идеальным лакокрасочным материалом для работ, производимых внутри жилых помещений. Покрашенная поверхность приобретает абсолютную гладкость, тактильно напоминает пластик.

Поскольку не все акриловые эмали являются термостойкими, при покупке необходимо внимательно ознакомиться с информацией, касающейся температурного диапазона её использования. Минимальное значение для использования этих эмалей является 80 ºС.

Значительным преимуществом этих красок является их время просыхания – для первого слоя значение составляет от десяти минут до одного часа, и от одного до двух часов для второго. Для достижения качественного результата необходимо окрашиваемую поверхность грунтовать. При проведении работ необходимо избегать попадания на окрашиваемую поверхность влаги.

Консистенция акрила напоминает сметану средней густоты, она не растекается, что исключает возможность образования подтеков. Как указано выше, эта эмаль должна наноситься на предварительно загрунтованную поверхность в два слоя. Нарушение технологии покраски влечет значительное ухудшение её качества.

Единственным недостатком использования данного материала является невысокая стойкость к механическим нагрузкам.

Силиконовая и порошковая краски по металлу

Эти две разновидности красок являются наиболее устойчивыми к высоким температурам.

В случае, если система отопления систематически подвергается перегреву, то силиконовая краска это, именно, то, чем покрасить трубы отопления просто необходимо. Ведь данное покрытие гарантировано выдержит нагрев вплоть до 350 ºС. Эта краска состоит из силиконовой смолы при участии водных растворителей. Полуматовый блеск – характерный признак высохшего слоя данной краски.

Читайте также:  Как рассчитать расход газа на отопление частного дома

Силиконовая краска неприхотлива при окрашивании – не требует грунтования, наносится непосредственно на металл. Стойка к внешним воздействиям. Долговечна. К минусам можно отнести высокую цену.

Порошковая краска – самая устойчивая и долговечная из лакокрасочных материалов в настоящее время. Используется в производственных условиях.

Какой краской красят радиаторы?

Можно выделить достаточное количество продукции, которая подойдет для выполнения работы.

Алкидные эмали

Такой вариант считается традиционным при окраске металлических нагревательных элементов. Смесь обладает следующими достоинствами:

  1. Низкая стоимость. Доступность материала объясняет ее популярность.
  2. Простота нанесения. Раствор отлично подходит для чугунных радиаторов и не нуждается в предварительном грунтовании.
  3. Широкий декоративный диапазон. В продаже встречаются краски разных оттенков, которые успешно смешиваются. Также существуют колеры.

Алкидная эмаль – это доступный вид лакокрасочного материала, окрашивание которым рекомендуют производить в период отключения отопления

Не лишена продукция и недостатков:

  • Стойкий запах. Полное выветривание происходит только после окончательного высыхания покрытия.
  • Изменение цвета по прошествии времени. Постепенно из-за высокой температуры поверхность может приобретать белесый или желтоватый оттенок.

На заметку! При необходимости выполнить работы быстро применяются автоэмали в баллончиках. Особое внимание стоит уделить правильности и точности распыления.

Масляная краска

Эта разновидность по-прежнему встречается в продаже, хотя востребованность ее невелика. Это объясняется массой отрицательных свойств, которыми обладает материал. Особенно выделяется длительный период высыхания и едкий запах, который оказывает токсическое воздействие. Такие составы используются только в случаях отсутствия альтернативы.

Несмотря на явные минусы масляной краски, все же плюс у этого покрытия есть, он заключается в высоких эксплуатационных свойствах

Какой краской красят радиаторы?

Водоэмульсионная разновидность

Этот вид красящей продукции, а точнее его полимерная разновидность, считается новым. Именно поэтому возникает вопрос: можно ли красить батареи водоэмульсионной краской?

Водно-дисперсионная краска Dulux

Какой краской красят радиаторы?

Да, такой состав применяется для работы с элементами отопления, но при всех положительных качествах (долговечность, экологичность, легкость укладки, отсутствие едкого запаха) продукция имеет определенные условия использования. Они таковы:

  1. Акриловый вариант является наиболее приемлемой разновидностью.
  2. Чтобы качественно покрасить изделие, лучше применять краскопульт. При ручном окрашивании следует избегать чрезмерного разбавления водой.
  3. Основа обязательно обрабатывается антикоррозийными составами и грунтуется.

Нанесение водоэмульсионки краскопультом позволяет равномерно покрасить все элементы радиатора отопления

Какой краской красят радиаторы?

На заметку! Водоэмульсионка позволяет создать оригинальный дизайнерский рисунок, поскольку имеет богатую цветовую палитру.

Серебрянка

Такая разновидность считается классикой, но используется редко. Это объясняется тем, что поверхность приобретает металлический (серебряный или алюминиевый) цвет. Состав можно сделать самостоятельно или купить готовый. Основу смеси составляет алюминиевая пудра.

Какой краской красят радиаторы?

Радиатор, покрашенный серебрянкой

Дорогой, но качественной альтернативой является силиконоалюминиевая краска. Она имеет нужные параметры и создает слой, который не подвергается растрескиванию при температурном расширении.

Какой краской красят радиаторы?

Важные правила покраски

Стоит принять во внимание данные правила, чтобы получить идеальный результат покраски:

  • для окрашивания батарею лучше снять. Тогда можно нанести грунтовку и краску абсолютно на всю поверхность и быть уверенным в том, что она защищена от коррозии по всей площади;
  • горячие батареи красить нельзя. Если есть необходимость провести работы в отопительный сезон, радиаторы следует отключить и дождаться их остывания. Включать заново подачу носителя нужно только после полного высыхания покрытия. В противном случае краска может неровно лечь, вспучиться, пойти пятнами и морщинками;
  • краску наносить нужно тонкими слоями. При этом соблюдать их одинаковую толщину на всей поверхности радиатора, иначе возможны отличия в цвете;
  • краска всегда наносится только сверху вниз.

Покраска батареи отопления – дело не сложное, но отличный результат можно получить только при использовании качественных материалов

Важные правила покраски

Все приведенные выше способы подходят только для приборов из меди, стали и чугуна. Что же касается покраски батарей отопления алюминиевых, то в домашних условиях получить качественное покрытие на них очень трудно. Это связано с тем, что в заводских условиях используется порошковая покраска радиаторов.

Важно! Если уж есть такая необходимость, специалисты рекомендуют использовать автомобильные эмали для окрашивания.

Покраска батареи отопления – дело не сложное, но отличный результат можно получить только при соблюдении определенного порядка работ и использовании качественных материалов.