Как построить гараж своими руками: чертежи, материалы, размеры

Крыша для гаража может иметь различную форму. Но среди всех возможных вариантов односкатная крыша является самой простой и экономичной. Для её строительства используется минимум материалов, времени. Объем работ невелик. Справится с такой постройкой вполне под силу даже неопытному человеку. Чтобы разобраться, как сделать односкатную крышу гаража максимально просто и быстро, не потребуется долго вникать в строительные премудрости.

Выбираем угол наклона крыши

Прежде чем приступить к работе, следует выполнить несколько предварительных действий. Во-первых, необходимо спроектировать крышу пристройки. Для это делается чертеж, в котором обязательно нужно определить угол наклона поверхности крыши.

Угол наклона — очень важная величина, которая оказывает влияние на долговечность и эффективность кровли. Правильно выполненные расчеты помогут качественно и быстро справиться с работой. Чем выше угол, тем больше материалов придется потратить на то, чтобы построить крышу пристройки.

Этот показатель подбирается с учетом преобладающих погодных условий в местности, где стоит дом. Чем больше выпадает в этом регионе осадков, тем большим должен быть угол. Благодаря этому вода и снег не будут скапливаться и разрушать поверхность крыши. В местности, где дуют сильные ветра, лучше выбрать небольшую величину угла.

Односкатная крыша пристройки к дому

Выбираем угол наклона крыши

Угол наклона тоже подбирается в зависимости от материала, из которого изготовлена кровля:

  • черепица или шифер — минимум 22 градуса;
  • рубероид — минимум 5 градусов при двухслойном покрытии, и 15 градусов — при трехслойном;
  • профнастил — минимум 12 градусов;
  • металлочерепица — 14 градусов;
  • ондулин — минимум 6 градусов;
  • мягкая черепица — минимум 11 градусов.

Как показывает практика, крыша пристройки к основному сооружению может иметь максимальный угол наклона, равный 45 градусам. Но выбирая показатель в промежутке между минимальными и максимальными, важно учитывать не только эстетику кровли, но и помнить о нагрузках, которые будут возникать при выпадении осадков или порывах ветра.

Неправильно выбранный угол наклона приведет к непредвиденным расходам денег на ремонт в случае падения пристройки.

Проектирование и конструкция односкатных крыш

Первым делом нужно составить проект конструкции и начертить чертежи и схему. Это поможет правильно выбрать угол наклона ската и выполнить необходимые расчеты. Угол наклона будет зависеть от снеговой и ветровой нагрузки в каждом конкретном регионе. Но этот вариант кровли тем и хорош, что существует возможность возводить ее с углом наклона от 3 до 45 градусов. Кровельный материал тоже играет важную роль в выборе угла наклона. К примеру, если будете обшивать металлочерепицей, то тут наклон составит 14 градусов.

Элементы крыши:

  • стропильная система;
  • обрешетка;
  • гидроизоляция и пароизоляция;
  • теплоизоляция;
  • материал для покрытия кровли

Можно приобрести черепицу, шифер, металлочерепицу или ондулин. Самый дешевый – шифер.

Если односкатная крыша своими руками возводится на домах в регионах с сильными ветрами, то потребуется тщательное утепление кровли и тех стен, которые находятся под ветром.

Особенности сооружения конструкции

Односкатная крыша делается на строениях, не требующих изготовления достаточно сложной кровли. Она отлично подходит для небольшого домика на даче, гаража или бани.

Для односкатной кровли делается одна наклонная плоскость, величина которой зависит от площади строения, материалов для ее изготовления, особенностей вентиляции строения. Правильно рассчитанный угол наклона обеспечивает ее качество и долгий срок службы.

Крыша для гаража односкатная может изготавливаться из:

Основа крыши – стропила. Эта конструкция должна выдерживать вес всей кровли и равномерно распределять его на стены дома и фундамент.

Читайте также:  Как правильно рассчитать водосточную систему: требования и правила

Уклон устройства и толщина бруса указываются в проекте, по которому выполняются работы. При использовании профнастила минимальный уклон конструкции должен быть от 10 до 20 градусов, а для металлочерепицы — 25 градусов.

С уменьшением угла наклона увеличивается вероятность принудительной уборки снега с поверхности крыши.

Особенности сооружения конструкции

Устройство крыши с уклоном в одну сторону

Совет: Для обеспечения вентиляции между соседними слоями кровельного пирога следует оставлять зазоры. В этом случае будут постоянное проветривание и защита от скопления конденсата, возникновения плесени и грибка.

По способам монтажа стропила могут быть:

  • Наклонными.
  • Скользящими. Такие конструкции должны опираться на мауэрлат, представляющий собой бревно, находящееся в коньке и обеспечивающее компенсацию при изготовлении строения из дерева, которое дает большую усадку. Такая особенность конструкции обеспечивает их целостность при риске разрыва.
  • Висячими. Для достаточно больших пролетов монтируются такие стропила. Конструкция крыши с уклоном в одну сторону гаража в этом случае опор не имеет, а стропила предварительно изготавливаются с собственной обрешеткой. Затем каждый элемент отдельно поднимается наверх и ставится на крайние стойки. Для увеличения прочности к обрешетке прикрепляется перекрытие чердака, которое может изготавливаться из деревянных, металлических или железобетонных балок.

Особенностями односкатной кровли являются:

  • Это самая простая конструкция крыши.
  • Опирается она на одну из наружных стен и на балку в центре.
  • Допустимая высота сплошных стропил — до 4,5 метров.
  • Составные стропила, состоящие из нескольких частей, а вместе они стыкуются на стойке. Стропила могут иметь длину до 12 метров.
  • Размер брусьев для изготовления стропил односкатной крыши берется 30х150 миллиметров.
  • Шаг балок примерно 80 сантиметров.

Подготовка к строительству

Если расстояние от одной стены гаража до другой, противоположной, более 5 м, то возможно придется применить дополнительные упоры (смотря какой размер доски использовался для строительства крыши). Если просто уложить стропила между двумя стенами, при наличии повышенных нагрузок образуется провисание. Конструкция должна быть прочной.

Балки могут укладываться в специальные гнезда, часто специально предусмотренные для этих целей при кладке стен. Разбежка между балками в этом случае обычно составляет 0,9–1 м.

Как высчитать разницу в высоте стен? Если уклон крыши составляет, например, 25°, значит, на каждый 1 м расстояния между противостоящими наружными стенами нужно добавить 30 см для противоположной стены. Значит, если это расстояние между наружными противоположными стенами гаража составляет 4,5 м, то разница в высоте стен составит 4,5×300 = 1350 мм.

Обратите внимание! Если гараж небольшой и ощутимых нагрузок на крышу не предвидится, мауэрлат, и тем более армированный пояс, можно не делать. Это еще больше сократит расходы на строительство.

Монтаж обрешетки и кровельного настила

Обрешетки придает конструкции крыши требуемую жесткость и служит основанием для укладки кровельного покрытия. Обрешетку монтируют перпендикулярно относительно стропил, устанавливая деревянные рейки 50×50 мм с шагом 100 мм для рулонных материалов, с расстоянием 500-800 мм — для листовых. Кровельный материал настилают в соответствии с технологической схемой, рекомендуемой производителем, — это, как правило, серия операций по закреплению покрытия на поверхности обрешетки.

Чтобы грамотно смонтировать крышу своими руками, необходимо изучить пошаговые инструкции — это поможет вам сделать прочную, надежную и красивую кровлю для своего гаража.

Строим каркасный гараж из профильной трубы

Для того чтобы создать надежное место хранения транспортного средства лучше всего возвести каркасный гараж из профильной трубы своими руками. Конструкция, состоящая из каркаса, считается одной из самых прочных среди существующих. В данном случае в процессе создания каркасной конструкции применяются профильные трубы. Именно они обеспечивают высокое качество постройки и возможность эксплуатации при любых климатических условиях.

Преимущества каркаса из профильной трубы для гаража

Самостоятельно построенный каркасный гараж характеризуется наличием ряда преимуществ:

  • доступная стоимость конструкции;
  • отсутствие необходимости тратить деньги на высокомощное основание;
  • создать каркасный гараж из профильной трубы своими руками можно гораздо быстрее, чем кирпичный аналог;
  • повышенный уровень конструкционной прочности;
  • возможность использования постройки в другом месте после демонтажа.
Читайте также:  Крепление профлиста к металлическим прогонам

Так как каркас гаража из профильной трубы обладает небольшим весом, для строительства допускается выбор менее затратных вариантов основания. После того, как все строительные работы будут выполнены, не останется большое количество строительного мусора.

Несмотря на преимущества, не будет лишним отметить и недостатки. Их всего два – возможность поражения коррозией, а также необходимость обустройства утепления. Хотя недостатками, как таковыми, их не назвать. В первом случае применяются металлические сплавы, обладающие повышенной коррозионной устойчивостью, в крайнем случае – обходятся обработкой соответствующими лакокрасочными материалами. Во втором – суммарные затраты на обустройство теплоизоляции окажутся не столь большими.

Монтаж каркасного гаража из профильной трубы

Сам по себе, утепленный каркасный гараж из профильной трубы пошагово монтируется следующим образом.

  1. Разработка чертежа.
  2. Подготовка и обустройство фундамента.
  3. Изготовление каркаса.
  4. Обшивка каркаса металлическими листами.
  5. Установка ворот.
  6. Создание утеплительного слоя (по мере необходимости).

В процессе проектирования надо определить место, где будет выполняться строительство. Важно обязательно продумать габариты, чтобы внутри гаража можно было не только поставить транспортное средство, но и получить дополнительное пространство для проведения мелких работ или хранения запасных деталей.

Обратите внимание! Несмотря на то, что каркасный гараж из профильной трубы имеет сравнительно небольшой вес, для него все равно требуется сооружение фундамента. По сравнению с кирпичным аналогом, здесь основное отличие заключается в отсутствии необходимости тратить большие деньги, поскольку основание не обязательно должно быть мощным.

Тип фундамента следует определить в зависимости от особенностей грунта. Если почва имеет хорошие характеристики устойчивости, можно остановить свой выбор на мелкозаглубленном свайном фундаменте. В качестве свай могут подойти обычные профильные трубы – именно они возьмут на себя нагрузку от каркаса.

Создавая на каркас гаража из профильной трубы чертеж должен отражать как саму конструкцию, так и варианты ее фиксирования к основанию. Именно поэтому на многих чертежах указывается каждая точка соединения и точное расположение мест монтажа усиливающих ребер. При наличии детализированного чертежа можно грамотно определить объем материалов и перечень требуемых инструментов.

Выбирая размер профильной трубы для каркаса гаража, специалисты рекомендуют остановиться на трубчатом прокате диаметром 150-200 мм. Они характеризуются наличием повышенной прочности и могут гарантировать хорошую стабильность конструкции при механическом/ветровом воздействии. При обустройстве ребер жесткости применяются двутавры или металлические уголки.

Дополнительные аспекты строительства

При монтаже обустройство несущей конструкции можно выполнить либо на месте, либо провести модульную сборку. Первый вариант, как правило, применяется в ситуациях, когда работа не нуждается в применении дополнительной помощи. В случае со вторым вариантом все стенки важно собирать исключительно на ровном полу, чтобы предотвратить появление перекосов.

Любой каркас из профильной трубы для гаража должен предусматривать возможность монтажа ворот. В зависимости от личных предпочтений будущего владельца, можно остановить свой выбор на следующих разновидностях:

  • роллетные ворота;
  • секционные ворота;
  • распашные ворота;
  • подъемно-поворотные ворота.

Монтировать их будет гораздо проще, если обшивка еще не сформирована до конца. Так вы сможете сэкономить массу времени.

Как можно смонтировать крышу гаража своими руками

Крыша постройки должна обеспечивать максимальную защиту от погодных явлений, быть прочной, но, в то же время, не очень тяжёлой. Наиболее оптимальным для любого гаража будет следующий вариант.

Как можно смонтировать крышу гаража своими руками

Поперёк гаража через каждый метр укладываются двутавровые балки или толстый брус – это станет основанием. Сами опорные балки закрепляются при помощи анкерных болтов. После этого, пространство между ними зашивается толстой доской как можно плотнее. Это и будет черновая крыша, которую нужно покрыть гидроизоляционным материалом и утеплить любым доступным способом. Теперь остаётся уложить ещё один слой гидроизоляции и лёгкая крыша гаража готова.

Процесс строительства

После того, как возведен каркас, монтируется односкатная крыша гаража. С помощью бригады или своими руками, установка не займет больше 1-2 дней, если придерживаться следующего плана:

    Установка мауэрлата. После гидроизоляции верхней части стены в ней и в мауэрлате просверливаются отверстия под анкерные болты. Их расположение рассчитывают так, чтобы они не попадали на места врезки стропильных ног. Известно, что нужно ограничить количество отверстий, чтобы не пострадала прочность мауэрлата.

    Монтаж стропильных ног. Сначала напиливают стропильные ноги, на их концах выпиливают раз для крепления на мауэрлат. Затем устанавливают крайние стропильные фермы, между ними натягивают леску, ориентируясь по которой выставляют все остальные. В качестве крепежа используют гвозди.

  1. На стропила полосами настилают гидроизоляционную пленку, закрепляя ее рейками контр-обрешетки. Нахлест между полосами составляет 10-15 см.
  2. Прибивают обрешетку, сплошную или решетчатую, в зависимости от вида кровельного материала.

    Настил кровельного материала. Начиная с низа, листы металлочерепицы или ондулина укладывают с учетом нахлёста 10 см. Для крепления своими руками используют специальные оцинкованные саморезы с каучуковой головкой, которые при закручивании деформируются, закрывая собой отверстие.

  3. Низ скатов оформляют ветровой доской, устанавливают систему водостока. Лучше использовать пластиковые крепления желоба, устанавливаемые прямо на ветровую доску, так как они не подвержены коррозии.
Читайте также:  Грамотный выбор досок для стропил и работа с ними

Своими руками построив гараж с односкатной кровлей, вы защитите свою машину от дождя, снега, холода и ветра. Она создаст максимально комфортные условия, ведь гараж для большинства автолюбителей как второй дом!

Заключение

Как построить крышу на гараже? Первым шагом в постройке односкатной крыши является создание мауэрлата . Мауэрлат распределяет вес от крыши на стены гаража. Затем переходят к стропильной системе.

Выступ балок должен составлять около 30-40 сантиметров . Концы будут защищать гараж от попадания осадков во внутреннее помещение. Шаг укладки – 70-80 сантиметров. Следующий этапом будет обрешетка .

Обрешетка для мягких, рулонных материалов должна быть сплошной . Для шифера и профнастила это не обязательно. Обрешетку крепят перпендикулярно к стропилам. После этого необходимо заняться гидроизоляцией обрешетки.

Для гидроизоляции хорошо подойдет рубероид . Он дешевый и простой в укладке. Вместо рубероида можно использовать пленку, её укладывают аналогично. Затем укладывают внешний слой крыши.

Особенности стропильной системы

Стропильная система односкатной кровли незамысловата настолько, что ее элементы пересчитать на пальцах одной руки. Большей частью для ее изготовления необходима древесина. Опытные кровельные мастера советуют отдавать предпочтение дереву хвойных пород, в здоровом состоянии, обработанное антисептическим составом. Нанесение антипирена повышает уровень пожарной безопасности строений. Неосложнённая стропильная система состоит из следующих элементов:

Особенности стропильной системы
Особенности стропильной системы
Особенности стропильной системы

    Мауэрлат. Толстый, прочный брус сечением 150х150 мм, он служит в качестве опоры для конструкции кровли, своего рода фундаментом. Его укладывают на боковые стены, на которых будут лежать скаты. Мауэрлат распределяет вес крыши и передает его на несущие перегородки. Его крепят анкерными болтами к верхней части стен, заподлицо. Между мауэрлатом и материалом, из которого выполнен дом, располагают слой гидроизоляции, к примеру, рубероида.

    Особенности стропильной системы
    Особенности стропильной системы
    Особенности стропильной системы
  • Стропильные ноги. Брусья сечением 50х150 мм, задающие геометрию скатов. В односкатной крыше они являются висячими, то есть обоими концами опираются лишь на мауэрлат. Длина стропил превышает ширину гаража на 40-50 см для формирования свеса крыши, которые защищает стены от влаги. Если длина этого элемента больше 4,5 метров, то их усиливают стойками. Расстояние между стропилами выбирают в диапазоне от 60 до 120 см.
  • Свес. Расстояние, на которое окончание стропил выступает за периметр строения. Если длины стропильных ног не хватает для этого, их удлиняют, надставляя кобылки.
  • Фронтон. Треугольная часть стены, ограниченная скатом крыши и карнизом. В строительстве гаражей чаще всего ее выстраивают до возведения крыши, не обосабливая.
  • Обрешетка. Основа, на которую впоследствии настилают кровельный материал. Различают решетчатую и сплошную разновидности. Сплошная, изготавливаемая из листов влагостойкой фанеры, необходима для монтажа мягкой, рулонной кровли. Решетчатую выполняют из необрезной доски, она подходит для металлочерепицы, профнастила.
Особенности стропильной системы
Особенности стропильной системы
Особенности стропильной системы